Казачья Община «СОБОЛЬ»

Дорогами веры: Таврида принимала Православие от апостолов


памятник Андрею Первозванному в Феодосии

1025-летие Крещения Руси широко отмечается в эти дни по Крыму, на Украине и в России, в других республиках некогда единой страны. Именно с крымской земли Православная вера пришла на Русь. Причем на земле Тавриды, в частности, в Керчи, христианство появилось за сотни лет до крещения князя Владимира, и первым посланником Христа на нашей земле был апостол Андрей Первозванный. Сегодня власти и общественность Керчи выступают за присвоение городу статуса статус «святоапостольского».

О личности святого, его проповеднической деятельности на Боспоре и связанными с этим преданиями в интервью корреспонденту «Новоросс. info» рассказал старший научный сотрудник Керченского историко-культурного заповедника Владимир Санжаровец.

— Владимир Филиппович, Андрей Первозванный принадлежит к числу наиболее известных и почитаемых на Руси святых апостолов. Далеко не все из нас, даже верующие христиане, смогут назвать всех 12 ближайших учеников Иисуса Христа. Но, пожалуй, каждый может вспомнить несколько имен и среди них, наверняка, будет имя святого Андрея. Что же мы знаем об апостоле Андрее?

— Святой Андрей не случайно назван Первозванным, ибо он первым из всех будущих учеников Иисуса пошел за своим учителем, как свидетельствует евангелист Иоанн. Будучи учениками Иоанна Крестителя, Андрей и его товарищ познакомились с Иисусом, были приглашены к нему в дом и пробыли в нем целый день. Найдя своего брата Симона Андрей сообщает ему что они нашли Мессию. По-гречески это значит «Христос», т.е. помазанник, которому принадлежит «ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя».

По другой версии, изложенной в Евангелии от Матфея, Иисус, оказавшись в Капернауме, на берегу Галилейского озера, увидел двух рыболовов — братьев Петра и Андрея и сказал им: «Идите за мной, и я сделаю вас ловцами человеков». Они оставили сети и последовали за ним.

Увидев в лодке еще двух рыбаков – Иакова и брата его Иоанна – сыновей Заведея, Иисус тоже позвал их за собой. Так Христос нашел своих первых учеников – первую четверку своих апостолов.

Что мы знаем об Андрее, кроме уже сообщенных сведений? Крайне мало. Мы не находим в Библии никаких биографических данных, кроме тех, что отцом Петра и Андрея был некто Ион и родились они в Вифсаиде – небольшом городе на северном берегу Галилейского озера, городке, расположенном по соседству с Капернаумом, где их увидел Иисус.

Если взглянуть на карту Палестины (ее можно увидеть в любом современном издании Библии), увидим, что озеро Киннереф, называемое также Генисаретским (Тивериадским) озером или Галилейским морем, расположено на севере страны, в области, которая называется Галилеей. Оттуда родом и сам Христос. В это озеро впадает Иордан, но озеро проточное и река продолжает свой бег на юг и вливается в Мертвое озеро. Галилейское море не так велико. Длина его около 20 км, а наибольшая ширина – 10 км. Озеро пресноводное, лежит ниже уровня моря на 225 м. Его окружают невысокие горы. Берега озера весной покрываются пышной растительностью. Много цветов. Особо привлекают внимание мальвы, а также высокие как деревья олеандры с душистыми цветами. Вода в озере солоноватая, но вполне пригодная для питья. Много в ней рыбы. Так было, по рассказам очевидцев, еще в ХIХ в. Тогда берега озера в том районе были пустынны. От древних городов ничего не осталось. Нет и Вифсаиды – родины не только братьев Симона и Андрея, но и Филиппа, тоже ставшего апостолом. Город этот, согласно Библии, часто посещал Иисус, там он совершил немало всяких чудес.
Никаких нет сведений и о том, когда родился Андрей. Можно лишь предположить, что он был гораздо моложе своего учителя, который, правда, тоже был достаточно молод. Полагают, что свою проповедническую деятельность Иисус начал примерно в 30-летнем возрасте. В этот период он и собирает вокруг себя своих помощников. Сколько лет могло быть Андрею? Возможно, около 20 лет. Стало быть, он родился примерно на десять лет позже своего учителя. Время рождения Иисуса точно не установлено. Есть предположения, что родился он за несколько лет до нашей эры, а погиб около 30 г. нашей эры. Дело в том, что первый год от Рождества Христова – это 754 год римской эры. Царь Ирод умер в 750 г., но он был еще жив, когда Иисус родился. Годом рождения Христа называют 749, 748 или 747 год по римскому летоисчислению. Так что, вопрос остается открытым.

Тоже самое касается и времени смерти св. Андрея. Называют даты: 64-й год по Рождеству Христову, 73-й, 80-й и даже 95-й. В «Истории христианства в России», написанной Макарием, предпочтение отдается 80-му году нашей эры. Если согласиться с этой датой, то продолжительность его жизни предположительно могла составить 75 лет. Думается, что умер он все же не в столь почтенном возрасте, ибо, когда знакомишься с обстоятельствами его смерти, не совсем понятно, как можно в таком возрасте выдержать муки распятия в течение нескольких дней. Впрочем, ведь речь идет о человеке необычном…

Не находим мы и ответа на вопрос: была ли у него своя семья? По примеру своего учителя апостолы, видимо, тоже не вступали в брак. И для каждого из них, надо думать, как и для Иисуса, невестой была сама церковь.

День памяти святого Андрея – 30 ноября по старому стилю. Ночь перед этим днем называют Андреевой. По народному поверью, в эту ночь молодым парням и девушкам является образ суженых. Так было в старину.

— Это также подтверждает и факт популярности имени святого Андрея Первозванного на Русской земле, среди православных христиан. Хотя имя святого Андрея чтят католики в Шотландии, где он является покровителем страны, где тоже в свое время был учрежден орден, а университет в Эдинбурге носит имя Святого Андрея, хотя к этому имени относятся почтением во всем христианском мире – все же для восточных славян и других христианских народов бывшего Союза это имя особенно близко. Откуда берет свое начало традиция почитания этого имени?

— В «Повести временных лет» (летопись эта известна и под более пространным названием «Вот повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить, и как возникла Русская земля») есть небольшой отрывок, посвященный путешествию апостола Андрея. Описанию этого путешествия предшествует рассказ о маршруте знаменитого пути «из варяг в греки». А путь этот проходил от берегов Русского (Черного) моря, где, по замечанию летописца, «учил, как говорят, святой Андрей» к устью Днепра, далее в верховье реки, где существовал волок до Ловати, а Ловать впадала в озеро Ильмень, из которого вытекала р. Волхов и текла в Ладожское озеро, а затем по Неве можно было попасть в море Варяжское (Балтийское). Понятно, что речь идет о времени, когда уже существовала «Русская земля», но не исключено, что подобный маршрут движения, скажем из Константинополя в Рим водным путем, мог существовать и во времена апостола.

Но вернемся к описанию самого путешествия и процитируем максимально возможно летопись. «Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, — сказано в тексте, — узнал он, что недалеко от Корсуни устье Днепра, и захотел оправиться в Рим, и приплыл в устье Днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И на утро встал и сказал бывшим с ним ученикам: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать божия, будет город великий, и воздвигнет бог многие церкви». И взошел на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился богу, и сошел с горы, где после возник Киев, и отправился по Днепру вверх. И пришел к славянам, где нынче Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И направился к варягам и пришел в Рим и поведал о том, как учил и что видел…». Далее приведен краткий рассказ Андрея об увиденных им деревянных банях и способах мытья в них, когда люди парятся, хлещут себя вениками, обливаются «водою студеною». И в заключении сообщается, что, побыв в Риме, Андрей пришел в Синоп.

Вот и все сообщение об этом удивительном факте, который признается, за некоторым исключением, всеми церковными исследователями и отвергается учеными светскими, начиная с Н. М. Карамзина, высказавшего «сомнение в истине» этого события. Такого же рода сведения помещены и в Новгородском варианте «Повести», где говорится о посещении Киева, но нет больше никакого «банного» рассказа, а повествуется о том, что апостол, побывав в Новгороде, отправился вниз по Волхову и «ту жезл свой погрузи в землю и оттоле место оно прозвася Грузино» (речь идет о бывшем знаменитом аракчеевском поместье). Что касается жезла чудотворного, изготовленного из «древа незнаемого», то этот предмет еще в ХVI веке хранился в Андреевской церкви села Грузина.

Подобного рода сведения, появившиеся в конце ХI – начале ХII вв. в «Повести временных лет», были неслучайны. Русской церкви требовалось стать вровень с Константинопольской, основанной апостолом – учеником Христа Андреем, а потому считавшейся истинной. Таковыми были, конечно, Римская, Армянская церкви. Таковой стала, благодаря легенде об Андрее Первозванном и Русская церковь.

Много веков спустя легенда приобрела новое звучание. В царствование Петра Великого, в 1698 г. учреждается орден Андрея Первозванного – первый по времени и старшинству орден России. На нем было изображение Андреевского креста с четырьмя буквами на концах: «S A P R», что расшифровывалось следующим образом: «Santus Andreas patronas Russiae», т.е. «Святой Андрей покровитель России».

Орден этот давал кавалеру его право перехода в третий класс табеля о рангах и одновременно награжденный становился кавалером орденов св.Александра Невского, Белого Орла и св.Анны I степени. Всем новорожденным великим князьям полагался такой орден.

Первым его получил адмирал, один из создателей Азовского флота Федор Алексеевич Головин, побывавший в Керчи в 1699 г. Девизом этого ордена были слова: «За веру и верность».

Так случилось, что не только у Иисуса Христа был свой предатель. Свой Иуда нашелся и среди кавалеров ордена со столь выразительным девизом. Им оказался небезызвестный Мазепа, очень почитаемый в современной Украине гетман, получивший награду вслед за Ф. Головиным. И пришлось Петру срочно готовить для изменника, переметнувшегося к шведам, специальный «орден Иуды» — двенадцатифунтовую (в современных мерах 4,8 кг весом) серебряную медаль. Не удалось ее, правда, вручить сбежавшему в Турцию предателю, но факт довольно любопытный: предавали Иисуса, предали и память его ученика.

Поскольку Андрей по роду своей первоначальной деятельности — рыбак, стало быть, он — патрон тех, кто плавает. Поэтому святой Андрей становится покровителем рождающегося российского военно-морского флота. В 1699 г. учреждается флаг, по сию пору называемый Андреевским: косой крест голубого цвета на белом фоне.

В новой столице на Васильевском острове строится, одним из первых, Андреевский собор. К слову, и в Киеве во времена Елизаветы Петровны, в 1744 г. была заложена на Андреевской горе церковь в честь св.Апостола. Это замечательное творение знаменитого Растрелли и поныне украшает украинскую столицу.

— На всей православной земле есть храмы, посвященные Андрею Первозванному. Есть такая церковь и в Керчи. В 2003 году в честь Андрея Первозванного была воздвигнута часовня-звонница. Установлена она при въезде в центральную часть города, на Шлагбаумской площади, через которую, как и в прежние времена, идет дорога в Феодосию. И многие сотни лет тому назад, похоже, примерно здесь же проходил путь из древнего города в глубь полуострова. Случаен ли этот памятник в этом месте и вообще в Керчи?

— Памятник, как известно, посвящен пребыванию святого апостола на Боспоре во времена его проповеднической деятельности. Древнерусский летописец, как помнится, отмечал, ссылаясь на предание, что святой Андрей проповедовал на берегах Черного моря и побывал в Корсуни, т.е. в Херсонесе. Это уже достаточно конкретные сведения, вероятно, почерпнутые средневековым автором из какого-то сочинения, посвященного Андрею Первозванному. О том, что таковые имелись скажем чуть ниже, а прежде обратимся к наиболее ранним свидетельствам относительно апостольской деятельности святого Андрея.

Библия, как известно, хранит молчание о судьбах 12 апостолов. В «Деяниях» мы найдем лишь сведения об апостоле Павле. В церковной литературе последующего времени рассказывается, в частности, о проповедях Петра, Андрея и Матфея в стране антропофагов или мирмидонян и в стране варваров. Относят подобного рода сведения ко II веку. Но нет ясности относительно географии деятельности апостолов. В дальнейшем, в сочинении Ипполита Римского, жившего в III веке, мы встречаем более конкретные сведения о том, что Андрей проповедовал скифам и фракийцам. Подобные сведения есть и у других авторов – Дорофея Тирского (IV в.), Епифания Кипрского (умер в 403 г.), причем, похоже, речь идет у них не о европейской Скифии, а о Скифии азиатской (прикаспийской).

Раннехристианский мыслитель Ориген (200-258) сообщает в труде, который до нас не дошел, а известна лишь цитата из него, взятая из сочинения Евсевия Кесарийского, жившего в IV веке, что когда апостолы «рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит предание, получил в жребий Парфию, Андрей – Скифию… Петр, как известно, проповедовал в Понте и Галатии…». Исследователи считают, что Ориген записал в свое время предание, относящееся к концу II – нач. III века.

В последующие столетия накапливались все новые и новые сведения, понятно, легендарного происхождения, которые послужат источником к составлению новых «деяний», «похвал» и «житий» апостолов. Обратимся в этой связи к нескольким сочинениям, относящимся к IX-XI векам. Наиболее раннее из них – это интересная работа монаха и пресвитера Епифания «О жизни, деяниях и кончине св. всехвального, Первозванного Апостола Андрея», написанная в пер. пол. IX столетия.

Грузинское «Житие св.Апостола Андрея Первозванного», записанное иеромонахом Романом тоже может быть отнесено, наряду с сочинением Епифания, к числу книг, представляющих немалый интерес. Оно точно не датируется, но, скорее всего, «Житие» более позднего происхождения, чем «Сказание об Апостоле Андрее между учениками Первозванном», принадлежащее перу Симеона Метафраста, жившего в конце Х – начале ХI века. Оно тоже достаточно любопытно. Не исключено, что какое-то из названных сочинений, возможно, труд Епифания, было известно и автору уже упомянутой нами древнерусской летописи.

А теперь попробуем выяснить интересующие нас сведения об апостоле Андрее относительно его деятельности на тех землях, которые окажутся спустя много столетий в составе Российской империи. И, конечно, поинтересуемся у древних авторов, что им известно о пребывании Андрея в Крыму и на Боспоре (в Пантикапее).

За основу возьмем повествование монаха Епифания, прошедшего теми дорогами, по которым некогда ходили апостолы и собравшего самого различного рода предания об этом. «Мы прошли страны и города до Воспора, — пишет он, — и при этом с великою любовию расспрашивали о местных святых и о том, нет ли где каких мощей».

Епифаний описывает три путешествия, совершенные апостолом Андреем с миссионерскими целями.

Начинается путь Андрея из Антиохии Сирийской. Затем он посетил расположенную к северу Каппадокию, местности на северо-восток от нее в Пафлагонии, города на Черноморском побережье – Синоп, Амисот и Трапезунт. Затем он оказался в Мингрелии и Иверии, а на обратном пути просветил Сомхетию. Другими словами, Андрей побывал на территориях, принадлежащих современной Сирии, Турции и Грузии.

Как и его учитель, Андрей творил чудеса. Есть описание всего того, что ему удавалось делать, даны и некоторые зарисовки к его портрету: «Ростом он был не мал, но даже высок, имел продолговатый нос, такие же брови, был немного согбен».

Что касается чудес, то это исцеление больных, изгнание злых духов и т.п. Обратимся вновь в этой связи к источникам, характеризующим святого Андрея: «Хромых укрепляя, сухих обновляя, слепым даруя зрение, горбатым прямоту, искалеченным здравие, расслабленных укрепляя единым словом и прикосновением руки, он возбуждал удивление всего народа тем более, что видели, как он смирен, тощ, беспритязателен, прост, как боговдохновенное слово источается им, как мед из сота…».

Его первое путешествие продолжалось, видимо, целый год и к Пасхе он, как и другие 12 учеников Христа, оказался в Иерусалиме, где традиционно ежегодно вместе с Богоматерью отмечались пасхальные дни и троица, посвященные страданиям, смерти и воскрешению Иисуса.

Второе путешествие тоже не имело отношения к интересующему нас городу. Оно не выходило за пределы нынешней Сирии и Турции. Отметим ради любопытства, что во время этого путешествия апостол пробыл два года в Никее, совершив множество деяний, характеризующих его как мужественного борца за христову веру. Он убивает дракона (ведь Андрей с греческого значит «храбрый»), пожиравшего путников. Его жезл с изображением животворящего креста вонзился в голову чудовища. Он низвергает статую греческой богини Артемиды, поставив там животворящее изображение спасительного креста (вспомним русскую летопись и упоминание жезла и креста). Апостол исцелял больных, «изгонял демонов», разрушал «идольские капища». Им была основана на месте синагоги церковь во имя Богоматери. В этой местности появились первые общины, пресвитеры, дьяконы, и даже епископ.

Но наибольший интерес представляет третье путешествие Андрея. В нем вместе с апостолом был, в частности, Симон Зилот. Вдвоем они оказались в землях иверов («достигли до земли Карталинской»), затем посетили Сванетию. Андрей и Симон отправились в дальнейшем в Аланию (к осетинцам). Здесь «они сотворили много знамений и чудес, очень многих научили и просветили». Дальше лежала Абхазия, где был город Севастополь Великий (то же, что Диоскурида, на месте современного Сухуми — абхазской столицы). В этом городе «они проповедовали о вере и о познании Бога и многие, из слышавших их, уверовали». Оставив Симона в Севастополе, апостол двинулся дальше и, миновав страну зикхов, располагавшуюся северо-западнее Абхазии, оказался в конечном итоге на берегу Керченского пролива. Мы не знаем, какими дорогами добирался он до Таманского полуострова, состоявшего тогда из группы островов, и как перебирался на крымский берег.

Послушаем теперь непосредственно монаха Епифания, появившегося в Боспоре почти через восемь столетий после апостола Андрея (предположительно в промежутке между 815-820 годами, как считает харьковский исследователь профессор С.Б. Сорочан) и увидевшего античный Босфор (Боспор). «Город приморский, — пишет он о нем, — куда и мы пришли. Видя чудеса, совершаемые апостолом, боспоряне скоро уверовали, как сами рассказывали нам. Они показали нам ковчег с надписью имени Апостола Симона, вкопанный в основание весьма большого храма святых Апостолов, содержащий в себе мощи и дали нам часть их».

Епифаний сообщает также, что есть и другой гроб с мощами, принадлежавшими Симону Зилоту или Кананиту (уроженцу города Каны в Галилее). И находятся они в городе Никопсисе Зикхийском. Где умер и был похоронен апостол Симон ясности нет. По одним сведениям он погиб в персидском городе Сванир (Суанир). Но некоторые авторы локализуют этот город в северной Колхиде, где жили племена сванов.

По еще одной из версий, местом его смерти и погребения был Боспор. О Никопсисе или Никополе мы уже упоминали. Следы этих сведений о Симоне Залоте затерялись в веках и ныне мы ничего не знаем, в том числе и о судьбе мощей, хранившихся более тысячи лет назад в нашем городе.

В добавление к сказанному Епифанием, можно сообщить сведения, содержащиеся в «Сказании», написанном Симеоном Метафрастом более века спустя. Ссылаясь на некое предание, Метафраст говорит, что в Босфоре «находились иконы святых, сделанные из воска и поражающие своим необычным совершенством, так что трудно было считать их произведением искусства или рук человеческих». О каком храме идет речь? Ведь в ту пору, когда жил Симеон (конец Х – начало ХI вв.) уже была церковь, известная ныне как церковь Иоанна Предтечи. Или речь идет о все том же храме св. Апостолов? Тогда почему об этом ничего не сообщает Епифаний?

Но вернемся к маршруту Андрея Первозванного. Дальнейший его путь лежал в Феодосию (Епифаний пишет: «Февдесия»). Поскольку он шел пешком, путь этот мог пролегать вдоль северного склона горы Митридат. Теперь по этому маршруту расположены улицы Пирогова и Комарова, их разделяет Шлагбаумская площадь, ставшая ныне местом, где появился памятник апостолу Андрею. (Кстати, память о Первозванном увековечена в наши дни не только в Керчи,– памятники святому Андрею ныне имеются в Севастополе, Феодосии и, конечно, Киеве.).

Феодосия, по словам Епифания, город многолюдный и образованный, не стала тем местом, где проповедническая деятельность апостола имела успех. «Уверовали здесь немногие», — пишет он и сообщает, что в пору его пребывания в городе не было здесь «даже следа человеческого». Что касается Херсонеса, куда отправился апостол, то и там его деятельность, видимо, не имела успеха. «Херсаки же народ коварный, и до нынешнего дня туги на веру, лгуны и поддаются влечению всякого ветра», — сообщает Епифаний.

Какими дорогами он шел в этот город? Есть предположение, что путь его лежал, в частности, вдоль берега Черного моря, где располагается ныне Судак, Алушта, Ялта. Дальше дорога могла повести его Байдарскою долиною в те места, которые стали называться Тепе-Кермен, в последующем в Мангуп, откуда можно было пройти в город, известный ныне как Инкерман и, в конечном итоге, — в Херсонес. Но все это лишь предположения, ибо источники не называют никаких других населенных мест кроме трех прежде упомянутых: Боспор, Феодосия, Херсонес. Что касается предполагаемого маршрута, то существуют свои аргументы в пользу выдвигаемой гипотезы: сохраняющееся до сих пор название мощного источника Ай-Эндрит (Ай-Андрий) со сводчатым перекрытием, на котором стояла некогда церковь св. Андрея, в районе Алушты; якобы свидетельства св. Климента Римского, нашедшего несколько десятилетий спустя в Инкермане до 2000 верующих, а также бытовавшее еще в ХIХ в. название одного из мысов вблизи Херсонеса, носившего имя св. Андрея.

Покинув Херсонес, где он пробыл «довольно дней», апостол вернулся в Боспор, где, по сведениям иеромонаха Романа, «утверждал жителей в вере». Правда, Епифаний не сообщает никаких других сведений о вторичном пребывании Андрея в нашем городе кроме тех, что апостол «воротился в Боспор, и, нашедши корабль херсонский, переплыл в Синоп». Не исключено, конечно, что святой Андрей мог на какое-то время задержаться в городе, пока искал попутное судно в направлении малоазийского побережья, откуда попадает в Византию.

Здесь, в предместье Аргирополе, учреждается епископская кафедра и назначается епископ Стахий. Строится храм Богоматери, ставший «стражем правой веры и охранителем империи».

— Апостол Андрей до последнего вздоха остался верен своему духовному Учителю. И, подобно Иисусу Христу, принял мученическую смерть…

— Это произошло в греческом городе Патры Ахейские. Проконсул местной провинции Ахайи Eгeaт стал принуждать обращенных к вере Андреем жителей города Патры к идолопоклонству. Св. Андрей встал на защиту христианства, был заточен в темницу, подвергнут пыткам и истязаниям и был приговорен к распятию на кресте. Андрей возрадовался возможности умереть за веру подобно своему учителю. По приказу проконсула он был не пригвожден к кресту, а привязан веревками, с тем, чтобы тело еще живого апостола могли терзать голодные псы. Находясь на кресте, Андрей продолжал проповедь и, собравшись у места казни, ему внимала 20-тысячная толпа. Спустя три дня люди потребовали прекратить казнь и освободить апостола. Проконсул дал согласие, но попытки развязать узлы были тщетны, руки людей были поражены бессилием. После этого Андрей обратился к богу с молитвой и просил его о смерти. В течение получаса вокруг наблюдалось очень сильное свечение воздуха, словно блистали молнии, и апостол «испустил дух». Был он погребен бывшей женой Егиата Максимиллой (обращенной апостолом в христианскую веру) в ее собственной гробнице.

Позднее появились предания о том, что Андрей был распят на своеобразном кресте – «Х»-образном или косом, названном в последующем Андреевским, причем, распят, по примеру Петра, — вниз головой.

В современных Патрах – крупнейшем городе Греции – есть храм святого Андрея Первозванного, а в нем мощи апостола и остатки косого креста. Часть мощей (кисть правой руки) хранилась некогда в Успенском соборе Московского Кремля.

— Минуло без малого 2000 лет с тех пор, как происходили описываемые события. Епифаний фактически отмечает, что в Боспоре сохранялось и восемь столетий спустя предание о посещении города Андреем Первозванным. Память о чудесах, совершенных апостолом, судя по его словам, была жива в городе. Существовал храм Святых апостолов, посвященный, очевидно, Андрею Первозванному и апостолу Симону Кананиту, чьи мощи хранились в основании этой базилики. Известно ли, где находился этот храм и какова судьба святых реликвий, связанных с пребыванием Андрея Первозванного в Боспоре, где им была создана первая христианская община?

— Мы можем только предположить, что храм Святых апостолов стоял на месте, занимаемом ныне Иоанно-Предтеченским собором. В какие времена исчезли мощи апостола, очевидно перенесенные в новый храм, — остается неизвестным. Впрочем, чему удивляться, когда мы не знаем о судьбе реликвий этой церкви («Евангелие» ХI в. и «Апостоле» ХII -ХIII вв., писанных по-гречески на пергаменте), исчезнувших в ХХ веке.

Следы преданий об апостоле Андрее мы встречаем и много веков спустя, в ХIХ столетии. Архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, побывавший в Керчи в 30-х гг. ХIХ века, заметил около западных дверей церкви Иоанна Предтечи «в расстоянии 3 саж. квадратный камень, на верху которого видна как бы человеческая ступень».

Архиерей не сообщает, какие именно предания сохраняются об этом камне, их называет в конце века Х. Х. Зенкевич – автор книги «Керчь в прошедшем и настоящем. В эту пору камень уже хранился под стеклянным футляром. Оттиск «подобия человеческой стопы» приписывали по одному преданию Андрею Первозванному, по другому – святому Иоанну Предтече. Автор склонен был считать, что первая версия более вероятна, с чем нельзя не согласиться, так как святой Андрей «считается апостолом Тавриды». По словам Х. Х. Зенкевича, как и в прежние времена «подобие стопы наполняется водой, которую верующие благоговейно почерпают для исцеления различных недугов».

Судьба этого чудодейственного камня, для которого была выстроена со временем, по свидетельству керченского старожила А. М. Басс-Крепкого, специальная часовенка, стоявшая справа при входе в храм, — остается неизвестной. Понятно, что погиб он уже после закрытия храма, т.е. после 1937 года. Так же нет ясности, когда и каким образом появился этот камень у стен церкви. Вероятнее всего, это произошло уже в российский период истории Керчи, впрочем, это всего лишь предположение.

— По легенде в Керченском музее хранится скульптурный портрет апостола Андрея, найденный в 1861г. между Предтеченской площадью и Таманской пристанью, т.е. относительно недалеко от церкви Иоанна Предтечи и ранее датированный XIV-XV вв. как «портрет генуэзца». Может ли это быть действительным изображением посетившего нашу землю апостола?

— По поводу этого портрета действительно выдвинута интересная версия.

Послушаем автора, безвременно ушедшего от нас сотрудника музея В. П. Холодкова, описавшего следующим образом этот рельеф: «На нем изображен погрудно старец с суровым лицом аскета. Продолговатые дуги бровей резко подчеркивают глубоко запавшие глаза. Лицо обрамлено нестриженным простоволосьем и пышной, расчесанной надвое бородой. На плечах старца хламида, откинутая за спину. Художнику тонко удалось некоторая согбенность фигуры под тяжестью молитвенных трудов». Хотя глаза не назовешь глубоко запавшими (правда, это не делает взгляд менее мудрым), — в целом можно согласиться с удачно сделанным описанием.

Чтобы предложить читателю гипотезу, выдвинутую В. Холодковым, вспомним, где встречались нам уже подобные черты: «Ростом он был не мал, но даже высок, имел продолговатый нос, такие же брови, был немного согбен».

Вспомнили? Сравнивая эти описания, В. Н. Холодков делает предположение, что перед нами портрет апостола Андрея.

Можно соглашаться или не соглашаться с этим, но гипотеза любопытная. Правда, автор пытается предложить еще более смелую гипотезу о том, что это тот скульптурный портрет, который существовал в Синопе, в храме, посвященном Андрею Первозванному. Это был образ, согласно одному из «Деяний», датированных XI-XII вв., «начертанный на мраморе, во всем подобный божественному виду апостола». И портрет этот мог попасть, по мнению автора гипотезы, в Керчь из Синопы вместе с бежавшими от турок малоазийскими христианами не позднее последней четверти XV века.

Но если обратиться к труду Епифания и внимательно посмотреть то место, которое относится к первому посещению Андреем и его братом Петром Синопы, мы найдем более точные сведения и о храме и, главное, об упомянутом портрете. Епифаний, шедший, как известно, по следам апостолов, нашел на острове близ Синопы (в 6 милях от нее) остров, на мысу которого была часовня святого Андрея, а в ней «икону апостола Андрея, изображенную на мраморе цветным воском и достойную большого удивления». Двух храмов, посвященных апостолу, в Синопе не было. Речь идет об одном и том же месте, но ясно, что портрет был не скульптурный, а рисованный. Жаль, что автором гипотезы повествование Епифания осталось незамеченным в той части, которая касается пребывания святого Андрея в Синопе, иначе бы не было повода выдвигать вышеназванное предположение.

Таковы собранные нами сведения об Андрее Первозванном и его посещениях Боспора (Керчи), почерпнутые из древних сочинений, различных исследований и сообщений относительно недавно живущих и современных авторов. А что в них отвечает истине, что в большей мере похоже на миф — об этом судить читателю.

Корреспондент: inforiuss
13 Комментариев

Нет комментарниев, вы будите первым :)

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.

Valid XHTML 1.0 Transitional Яндекс.Метрика
Украина онлайн